В этой статье вы познакомитесь с различной техникой вязания, мы предложим вам образцы модных кофточек, ажурного платья, шали и других изделий, выполненных крючком.
Вязание крючком привлекает быстротой выполнения и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры для теплых зимних вещей, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно.
Существует много способов и видов вязания: коротким и длинным крючком, с помощью «вилки» или шпильки. Узоры, связанные крючком, могут имитировать узоры, выполненные с помощью коклюшек, напоминать строчевую вышивку и так далее.
Усвоив основные приемы вязания крючком, рукодельница путем различных комбинаций их сможет создать большое количество оригинальных узоров. Узоры вязания можно изображать с помощью условных обозначений. Умение «читать» их поможет вязальщицам свободно и легко пользоваться схемами, которые встречаются в печати, а также зарисовывать узоры, придуманные самостоятельно.
Нитки и крючки для вязания
Фактура полотна, связанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и способностью мало растягиваться.
Эти свойства позволяют применять для вязания не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.
Кружева, прошвы, воротники можно вязать из белых или цветных ниток: катушечных (№№ 30—10), «ромашка», ирис, мулине (в 3—4 нитки): летние ажурные кофточки—из бумажного гаруса, ириса, «ромашки»; теплые зимние вещи—из шерстяной и полушерстяной пряжи, вигоневых ниток. Для вязания шапочек, кофточек, юбок можно соединять нитки, разные по цвету и качеству. Вещь будет оригинальной расцветки.
Нитки можно найти, распустив старое вязаное изделие. Их связывают в одну нить двойным узлом, наматывают на спинку стула. Моток слабо перевязывают в двух-трех местах и стирают в пене из детского мыла, прополаскивают, сушат: для этого в мокрый моток продевают капроновый чулок или кусок марлевого бинта и завязывают его концы на веревке. Чтобы нитки не курчавились, к нижнему краю мотка привязывают груз. Сматывая шерстяные нитки в клубок, подкладывают под нитки два пальца левой руки (указательный и средний), после 10—12 витков пальцы высвобождают, поворачивают клубок и делают новые витки, как бы приматывая пальцы к клубку. Клубок будет мягким, нитки—пушистыми.
Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные разной толщины (от 1 до 8 мм). Номер крючка определяют по диаметру крючка немного выше «бородки». Выбирая крючок, надо обратить внимание, хорошо ли он отшлифован, не велика ли «бородка». Острая, с глубоким вырезом «бородка» будет цепляться за нитки, плохо протаскивать-петли при вязании, может ранить палец. Крючок диаметром 3—6 мм употребляют для вязания из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, гаруса, «ромашки» берут более тонкий крючок (1,5—2,5 мм в диаметре). Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязание будет ажурное, с большими просветами. Плотное вязание можно получить, если взять толстые нитки и тонкий крючок. Если толщина крючка почти едва раза больше толщины нитки, крючок подобран правильно.
Прежде чем приступить к вязанию изделия, необходимо выполнить небольшой образец и таким образом проверить соответствие толщины нитки и крючка.
Основные приемы вязания крючком
Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Основные виды петель и столбиков называются: воздушная петля, полустолбик, столбик без накида, столбик без накида с воздушной петлей, полустолбик с на-кидом, столбик с накидом, столбик с накидом и воздушной петлей, столбик с двумя, тремя и более накидами.
Цепочка из воздушных петель
Прежде чем вязать цепочку, необходимо научиться правильно держать нитку и крючок и выполнять первую петлю. Конец нитки от клубка перекладывают через указательный палец левой руки к себе и прижимают его большим пальцем. Нитка к клубку проходит между ладонью и остальными пальцами левой руки. Ее натяжение регулируют средним и безымянным пальцами. Крючок держат между большим и указательным пальцами правой руки, так же, как карандаш или ручку.
Указательный палец несколько вытянут вперед и лежит на крючке. Крючок поворачивают «бородкой» влево и движением от себя вводят его под нитку с левой стороны. Оттянув нитку вверх от указательного пальца левой руки, крючок с ниткой поворачивают вокруг нитки на 360° в сторону, противоположную движению часовой стрелки.
Большим пальцем левой руки нитку прижимают к указательному в том месте, где она перекрутилась. Снова вводят крючок под нитку, идущую от клубка с левой стороны и, поддев ее «бородкой» крючка, протаскивают через петлю, находящуюся на крючке. Большой палец отнимают, придерживают кончик нитки и затягивают узелок. На крючке—первая петля. Поддев нитку снизу слева, протаскивают ее через петлю, находящуюся на крючке. Это будет вторая петля. Таким образом можно выполнить ряд петель, которые образуют цепочку.
Петли цепочки называют воздушными, а нитку, идущую от клубка,—рабочей. Все столбики и полустолбики выполняют на петлях цепочки, начиная вывязывать первый из них на третьей, четвертой или пятой петле цепочки в зависимости от высоты столбиков, которые необходимо выполнить. Последние петли цепочки оставляют непровязанными для того, чтобы не стягивался первый столбик вязания. Для того, чтобы все образцы основных приемов вязания были одинаковой длины, увеличивают длину цепочки для высоких столбиков.
Свяжите для первого образца цепочки 18 петель, для второго, третьего и четвертого образцов—по 21 петле, то есть на 3 петли больше, для пятого образца (столбики с накидом)—на 4 петли больше, для шестого—на 5 петель больше и так далее.
Полустолбик
Связав цепочку, крючок вводят в третью петлю, считая от петли, находящейся на крючке, и, поддев рабочую нитку (сделав накид на крючок), протаскивают ее через две петли: петлю цепочки и петлю, которая находится на крючке.
Так получают полустолбик. Далее вводят крючок последовательно в каждую следующую петлю цепочки и протаскивают рабочую нитку через петлю цепочки и петлю, находящуюся на крючке.
Столбик без накида
Крючок вводят в третью петлю цепочки, накидывают на него рабочую нитку и протаскивают ее через петлю цепочки. Снова накидывают рабочую нитку на крючок и протаскивают ее через обе петли, находящиеся на крючке. Второй столбик выполняют на следующей петле цепочки.
Столбик без накида с одной воздушной петлей
Вывязав цепочку, крючок вводят в третью петлю, считая от крючка, накидывают на него рабочую нитку и протаскивают ее через петлю цепочки. Снова накидывают рабочую нитку и протаскивают ее через одну (первую), только что образовавшуюся петлю на крючке. Еще раз накинув на крючок рабочую нитку, протаскивают ее через обе петли, находящиеся на крючке.
Второй столбик делают на следующей петле цепочки.
Полустолбик с накидом
Вывязав последнюю петлю цепочки, накидывают рабочую нитку и. оставляют ее на крючке (накид). Затем вводят крючок в третью петлю цепочки, накидывают нитку и протаскивают ее через петлю цепочки. Снова накидывают рабочую нитку и протаскивают ее через две петли и накид. находящиеся на крючке.
Для получения второго столбика снова делают накид на крючок, вводят его в следующую петлю цепочки, протаскивают через нее петлю из рабочей нитки и провязывают петли и накид так же, как в первом столбике.
Столбик с накидом
Крючок с последней петлей цепочки и накидом вводят в четвертую петлю цепочки, считая от крючка, и протаскивают через нее петлю из рабочей нитки. Петли и накид, находящиеся на крючке, провязывают так: накинув рабочую нитку на крючок, протаскивают ее через петлю и накид.
Затем, снова поддев рабочую нитку, протаскивают ее через две петли, находящиеся на крючке. Второй столбик вяжут на следующей петле цепочки.
Столбик с накидом и одной воздушной петлей
Крючок с петлей и накидом вводят в пятую петлю цепочки, протаскивают через нее рабочую нитку и провязывают петли и накид, находящиеся на крючке в такой последовательности. Сделав накид на крючок из рабочей нитки, провязывают одну (первую) петлю, находящуюся на крючке. Снова накидывают нитку на крючок и провязывают петлю и накид.
Еще раз накинув нитку на крючок, провязывают последние две петли. На крючке остается одна петля. Сделав накид на крючок, его вводят в следующую петлю цепочки и выполняют второй столбик.
Столбик с двумя накидами
Связав цепочку, делают один за другим два накида на крючок, вводят его в пятую петлю цепочки и, накинув на него рабочую нитку, протаскивают ее через петлю цепочки. Две петли и два накида, находящиеся на крючке, провязывают так. Сначала, накинув рабочую нитку на крючок, протаскивают ее через петлю и первый накид, находящиеся на крючке.
Затем накидывают рабочую нитку и протаскивают ее через петлю и второй накид. Снова накинув нитку, протаскивают ее через две петли, оставшиеся на крючке.
Выполняя столбики с тремя и более накидами, делают необходимое число накидов, а все петли, находящиеся на крючке, провязывают постепенно, по две вместе.
Упражнения из столбиков и воздушных петель
Выполнив основные приемы вязания, можно поупражняться в вязании несложных узоров, состоящих из столбиков и воздушных петель. Используя два, три и более приемов вязания в одном узоре, можно получить разнообразные мотивы (фигуры) в виде лапок, ракушек, листиков, зубцов и др.
На рис. 11 даны условные обозначения столбиков и воздушных петель. Для выполнения образца необходимо связать цепочку из воздушных петель, которая будет служить основанием для выполнения узора.
Рисунок 12: связав цепочку, выполните столбик без накида на шестой петле основания (цепочки), затем—2 воздушные петли и столбик без накида на третьей петле основания, считая от первого столбика. Так свяжите до конца цепочки.
Рисунок 13: на пятой петле основания свяжите два столбика, шестую петлю пропустите, а на седьмой—снова 2 столбика, и так до конца цепочки.
Рисунок 14: на пятой петле цепочки свяжите 5 столбиков с накидом («ракушка»). Между ракушками пропускайте по 4 петли цепочки.
Рисунок 15: на пятой петле цепочки выполните 2 столбика с накидом, 2 воздушные петли и 2 столбика с накидом. Пропустите в основании одну петлю и свяжите столбик без накида. Снова пропустите одну петлю в цепочке м свяжите 2 столбика, 2 воздушные петли и 2 столбика на .одной петле основания.
Рисунок 16: на одной петле основания свяжите 3 столбика с накидом, а между столбиками—по одной воздушной петле («лапки»). Между лапками воздушную петлю не провязывайте: в основании пропускайте по 3 петли цепочки.
Рисунок 17: первый столбик с накидом выполните на пятой петле основания. Связав цепочку из двух воздушных петель, выполните второй столбик с накидом на той же петле основания. Пропустите 2 петли, а на третьей свяжите 2 столбика и воздушные петли между ними («рогатка»).
Рисунок 18: на третьей петле цепочки свяжите столбик без накида, на четвертой—полустолбик с накидом, на пятой—столбик с накидом, на шестой—столбик с двумя накидами, на седьмой—столбик с тремя накидами. Далее столбики выполните в обратном порядке.
Рисунок 19: на третьей петле цепочки свяжите первый столбик без накида, на второй петле—столбик без накида, 2 воздушные петли и второй столбик («полуколечко»). Пропустив одну петлю в основании, на второй свяжите снова один столбик, а на следующей петле—полуколечко. И. так до конца цепочки.
Рисунок 20: выполнив 2 столбика без накида на третьей и четвертой петлях основания, свяжите цепочку из трех воздушных петель. Затем введите крючок в петлю последнего столбика (сверху) и под нитку петли, идущей от цепочки (справа налево), протащите под ними рабочую нитку (рис. 21).
Две петли, находящиеся на крючке, провяжите («колечко»). Свяжите 3 столбика без накида на трех петлях основания и колечко из трех воздушных петель.
© Татьяна Ивановна ЕРЕМЕНКО