GetPattern.ru

Графика Ренато — картины и аннотации

Графика Ренато Гуттузо - аннотированный список иллюстраций.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ К КАРТИНЕ "БЕГСТВО С ЭТНЫ". 1938. БУМАГА, ТУШЬ.

Картина «Бегство с Этны» была задумана Гуттузо в 1937 году, когда он вернулся в Сицилию из Милана. Ее общая композиционная структура складывалась в большом количестве подготовительных этюдов. Рисунки 1938 года довольно наглядно показывают, как постепенно менялась образная идея произведения. В первом Гуттузо основное внимание обращает на изображение животных, сказочных персонажей, символизирующих необузданные силы зла, враждебные человеку. Затем, однако, композиция приобретает более исторически-конкретный характер. Центральное, смысловое и композиционное, место занимают образы людей, которым посвящены последующие этюды 1938—1939 годов. Именно в них складывается характерная для всего творчества Гуттузо пространственно-объемная система. Картина «Бегство с Этны» была впервые показана в 1940 году на выставке «Премио Бергамо», известной антифашистской направленностью, и получила там третью премию. Первый рисунок находится в частной коллекции в Милане, второй — собственность художника.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД К КАРТИНЕ "РАСПЯТИЕ". 1940. БУМАГА, АНИЛИНОВЫЕ КРАСКИ.

Мотив «Распятия» был очень распространенным в творчестве молодых художников-антифашистов (например, аналогичные работы Сассу и Манцу). В нем в символической форме выражался протест против насилия и войны. Этот рисунок Гуттузо, один из первых в большой серии, любопытен тем, что в нем особенно ясно выразилась идея картины, написанной на отвлеченный евангельский сюжет. Так, палачу, изображенному на первом плане, приданы очевидные очертания Гитлера. Фоном композиции была легко читаемая панорама Рима. Таким образом, очевидна антинацистская направленность произведения. Стилистически этот рисунок подчеркнутой деформацией фигур в плоскостной пространственной композиции ближе других к экспрессионистической графике. Вместе с тем в нем заметно и влияние Пикассо, особенно его «Тавромахии» (изображение быка в правом углу, лошади на первом плане и т. д.). Картина «Распятие» была написана в 1941 году. «Это время войны и уничтожений: Абиссиния, газ, виселицы, Испания… Я хотел бы написать эту казнь Христа, как сегодняшнюю сцену»,— писал Гуттузо в дневнике в октябре 1940 года. В 1942 году картина была показана на выставке «Премио Бергамо» и получила вторую премию. Одновременно она подверглась жестокой критике со стороны органа фашистской партии «Реджиме фашиста», а также ватиканской «Оссерваторе романо». Рисунок находится в частной коллекции в Риме.

РИСУНКИ СЕРИИ "С НАМИ БОГ!" 1944. БУМАГА, КАРАНДАШ, АКВАРЕЛЬ.

Рим был освобожден от нацистов 4 июня 1944 года. Месяц спустя там появился выпущенный очень ограниченным тиражом альбом рисунков Гуттузо, сделанных им во время оккупации. Альбом назывался «Gott mit uns!» («С нами бог!»). Фактически рисунки серии представляют многократную разработку единого сюжета — сцены расстрела фашистами мирных людей. Гуттузо к этой теме обращался и раньше (достаточно вспомнить его картину 1939 года «Расстрел», посвященную Ф. Г. Лорке). Непосредственным поводом к созданию именно этих рисунков был варварский расстрел немцами трехсот двадцати заложников в Фоссе Ардеатине под Римом 24 марта 1944 года. Главным в «Gott mit uns!» нужно признать следующее: каждый цивилизованный человек, каждый человек, который страдал и боролся в рядах народного движения за лучшую жизнь, благодаря этим образам найдет самого себя и по-новому взглянет на людей вокруг. Таким образом, он почувствует живую связь с художником, связь, которая происходит не только от восхищения перед профессиональным мастерством, но от той новой солидарности, которая в период важных исторических поворотов определяет общие надежды, интересы, боль, сражения, в которых надо победить. Это, на мой взгляд, основная причина, которая побудила Гуттузо к созданию «Gott mit uns!» — писал в 1944 году критик-коммунист А. Тромбадори. В 1960 году альбом был переиздан издательством «Саджатори». Несмотря на то, что опубликовано было всего около двадцати рисунков, Гуттузо их сделал значительно больше, но в период подполья они в большей части затерялись. Однако и те, которые сохранились, представляют собой наиболее значительную графическую серию в его творчестве. Своеобразие их заключается в том, что художник чувствует себя свидетелем обвинения и стремится с достоверной точностью передать страшные минуты гибели мирных людей. Его живописный рассказ несколько фрагментарен. Как прожектором из тьмы, выхватывает он отдельные сцены, людей, мужественно встречающих смерть, страшные фигуры палачей. Стилистическая линия экспрессионизма начала 30-х годов получила здесь максимальное развитие. Подчеркивая трагичность ситуации, Гуттузо сближает планы, живописное пространство как бы сдавливает действующие лица. В колористическую композицию вводится контрастный красный цвет — как вспышки выстрелов или кровь жертв. Динамика действия подчеркнута сильной деформацией. В настоящее время отдельные рисунки сохранились в частных коллекциях в Италии.

ПАРТИЗАНСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ. 1943. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ.

Один из первых рисунков Гуттузо, посвященных партизанам, которые не могли позволить себе вызов Деда Мороза. «Нет необходимости, чтобы художник участвовал в войне или революции. Необходимо, чтобы он писал так, как если бы воевал или делал революцию. Как если бы умирал за что-то» (из дневника Гуттузо 1939 года). Рисунок находится в частной коллекции в Риме.

НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК. 1945. БУМАГА, ТУШЬ, ГУАШЬ.

Сцена, которую изобразил на этом рисунке Гуттузо, была чрезвычайно характерной для Рима в первый год после освобождения. Такие праздники с танцами до утра, часто импровизированные, были своеобразной реакцией на страдания военного времени, жители Рима могли даже сделать заказ Деда Мороза на дом. Сюжет привлек художника жизненностью, непривычной радостной энергией. Гуттузо сделал несколько рисунков на эту тему и в том же году написал большое панно для здания фирмы Оливетти на виа Тритоне в Риме. Вся композиция рисунка строится на динамике прерывающихся резких линий, которые вырывают из темноты фона жесткие объемы фигур и предметов. По своему характеру, несмотря на большую деформацию, рисунок предвосхищает более поздние, «неореалистические» работы. Вместе с тем в нем особенно четко проявилась близость образного строя работ Гуттузо к народному искусству. Не случайно именно такие «повествовательные» его работы позднее использовались как образец художниками-ремесленниками. Рисунок находится в частной коллекции в Риме.

ТРИ ФИГУРЫ. 1947. БУМАГА, КАРАНДАШ.

Между 1946 и 1948 годами Гуттузо после нескольких поездок в Париж серьезно занялся изучением живописного опыта кубизма. Именно в это время им были созданы известные графические и живописные серии «Прачки», «Швеи», «Шахтеры'» и т. д. Рисунок «Три фигуры» относится к группе работ о портовых рабочих. Гуттузо основное внимание уделяет в нем изучению самой сути построения пластической структуры. Он намечает четкие пространственные зоны, которые, в сущности, составляют лишь схему фигуры. Однако даже в таком схематизированном виде художнику удается передать типические черты определенной социальной категории людей. Рисунок находится в частной коллекции в Милане.

ТРИ ЖЕНЩИНЫ. 1947. БУМАГА, ГУАШЬ. ШВЕЯ. 1948. БУМАГА, ГУАШЬ.

Эти рисунки также относятся к группе «кубистических» конца 40-х годов. В изображении женской фигуры художник стремился решить проблему максимальной обобщенности пластической формы. Эти однотипные рисунки сохраняют еще прием построения объема из четких геометрических плоскостей, но в них уже складывается иное отношение художника к контуру. Он видит его не столько границей соответствующей зоны, сколько выразителем движения. Поэтому линия делается более гибкой, лепящей форму почти скульптурную. Гуттузо вскоре отказался от умозрительных кубистических построений, ибо они оказались, по меткому замечанию Берджера, «не сложными, но слишком простыми для него». Рисунки находятся в частных коллекциях в Милане и Риме.

МАЛЬЧИКИ НА СКАЛАХ. 1949. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ. МАЛЬЧИКИ В ЛОДКЕ. 1949. БУМАГА, ТУШЬ.

В конце 40-х годов Гуттузо провел довольно много времени на родине, в Сицилии. Сицилийские пейзажи, люди надолго стали темой его работ. Именно тогда он создал большую группу рисунков мальчиков, играющих в скалах на берегу моря. Они очень хорошо свидетельствуют об изменении графической манеры Гуттузо: постепенно кубизированные формы уступают место изображениям, более связанным с конкретной реальностью, жесты делаются более естественными, ситуации все менее условными. Тема эта получила дальнейшее развитие уже в неореалистический период творчества Гуттузо. Рисунки находятся в частной коллекции в Риме.

ДОПРОС. 1949. БУМАГА, ТУШЬ.

В конце 40-х годов Гуттузо сделал несколько рисунков, посвященных испанским патриотам. В этом мотиве его в первую очередь интересует психологическая трактовка положительного героя. Конечным результатом была картина 1950 года «Допрос», в которой почти полностью повторяется уже найденная композиция. Рисунок находится в частной коллекции.

БЫК. 1949. БУМАГА, ТУШЬ.

Мотив животных характерен для графики Гуттузо на рубеже 40—50-х годов. Некоторые исследователи (Де Микели, например) считают, что он заимствован художником у Пикассо. Действительно, вся вторая половина 40-х годов проходит у Гуттузо под заметным влиянием этого французского живописца. Однако обращение к сюжетам о животных, скорее, можно связать с впечатлениями художника от поездки в Сицилию. Именно в этих рисунках особенно отчетливо складывается характерный для последующих работ Гуттузо энергичный, упругий контур, определенно связанный с движением формы в пространстве. Рисунок находится в частной коллекции в Риме.

ЭСКИЗ К КАРТИНЕ "ЗАНЯТИЕ ПУСТУЮЩИХ ЗЕМЕЛЬ В СИЦИЛИИ". 1947. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ.

Один из первых эскизов широко известной живописной композиции. В ней еще очень сильны влияния кубистической живописи, которые исчезли по мере формирования окончательного варианта. Художник сохранил в картине только основные композиционные построения и цветовые акценты (формальное расположение фигур, в центре — интенсивный красный цвет знамени). В настоящее время рисунок находится в частной коллекции в Милане.

ЭСКИЗЫ К КАРТИНЕ "БИТВА НА МОСТУ АДМИРАЛА". 1951. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ.

Показанная на Международной художественной выставке в Венеции в 1952 году картина «Битва на мосту Адмирала» была открытием для итальянской публики. Дело в том, что Гуттузо смело пошел на возрождение исторической картины, которая в Италии была в достаточной степени скомпрометирована фашизмом. Многочисленные рисунки, которые предваряли картину, показывают, что художник прежде всего думал не об общем композиционном решении! а о характеристиках действующих лиц. Обращает на себя внимание то, что художник использует в качестве моделей конкретных людей, как бы подчеркивая связь борьбы Гарибальди и современных социальных движений. Именно поэтому Гуттузо так скрупулезно и детально готовил картину в десятках подготовительных эскизов. Рисунки находятся в частных коллекциях и в собственности художника.

АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО. 1951. БУМАГА, ТУШЬ.

Начало 50-х годов в творчестве Гуттузо знаменует расцвет неореалистических форм живописи и графики. Именно тогда были созданы художником первые «завербованные» произведения такого плана. Он очень много внимания уделяет социальной тематике. Вместе с тем в его творчестве происходит важный процесс: художник заново обращается к натуре, открывая для себя ее многообразие и красоту. Рисунок «Апельсиновое дерево» любопытен тем, что предвосхищает более поздние работы (периода 1956—1958 годов): перо художника точно следует всем изгибам ветвей дерева, изощренному узору листьев кроны. Вся композиционная структура основана на четкой линейной ритмике и тончайших пластических нюансах. Рисунок находится в частной коллекции в Парме.

РЫНОК В АККАПАРИ. 1954. БУМАГА, ТУШЬ.

Рисунок был создан во время поездок Гуттузо на родину в Сицилию. Позднее, в начале 60-х годов художник экспонировал все работы о Сицилии на специальной ретроспективной выставке в Багерии. Рисунок находится в частной коллекции в Палермо.

ЖЕНЩИНА ПОД ДУШЕМ. 1953. БУМАГА, ПАСТЕЛЬ.

К середине 50-х годов в графике и живописи Гуттузо очень часто начинает повторяться мотив обнаженного тела. Многолетняя разработка этого сюжета завершается огромным полотном «Пляж». Рисунок «Женщина под душем» относится к числу наиболее известных графических работ этого периода. По своему характеру он несколько отличается от обычной экспрессивно насыщенной манеры. Строя пластическую форму, художник стремится точно следовать натуре: изгибы тела создаются тонкими тоновыми соотношениями, рассеянный свет, мягко скользящий по поверхности, подчеркивает теплоту и упругость кожи. Динамика контурной линии выражена меньше обычного. Рисунок находится в частной коллекции во Франции.

ОБНАЖЕННАЯ. 1953. БУМАГА, ТУШЬ.

Этот рисунок представляет собой один из вариантов композиции, которая получила наиболее удачное воплощение в известной графической работе «Девушка, поющая «Интернационал». В группе этих рисунков художник продолжает линию воплощения максимально напряженного эмоционального состояния человека, начатую еще в «Занятии пустующих земель». Собственность художника.

ГОЛУБКА. 1956. БУМАГА, ТУШЬ.

Один из наиболее известных рисунков Гуттузо, ставший распространенным символом мира наряду с известным «Голубем» Пикассо. К мотиву летящего голубя Гуттузо возвращается летом 1956 года несколько раз. Рисунок находится в частной коллекции в Велате (Варезе).

АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО. 1957. БУМАГА, ТУШЬ. ПЕЙЗАЖ С ДОМАМИ. 1957. БУМАГА, ПАСТЕЛЬ. ДЕРЕВЬЯ. 1957. БУМАГА, ПАСТЕЛЬ.

Во второй половине 50-х годов пейзаж был одним из наиболее распространенных мотивов в графике и живописи Гуттузо. Возвращение к этому сюжету (после рисунков начала 50-х годов) симптоматично. Раньше художник, заново открывая для себя натуру, стремился к возможно более точному ее воспроизведению. Позднее те же мотивы привлекли его внимание возможностью передачи особого динамического состояния природы. В переплетении ветвей, в беспокойной подвижности листьев, в четкой ритмике плиток крыши, в медленных изгибах тяжелых объемов домов находит художник композиционную структуру своих рисунков. Энергичными, короткими штрихами или гибкой линией контура, все более убыстряющимся ритмом Гуттузо как бы изнутри взрывает спокойную умиротворенность летнего сицилийского пейзажа, наделяя его драматизмом. Рисунки находятся в частных коллекциях в Риме и Милане.

ОБНАЖЕННАЯ. 1957. БУМАГА, ТУШЬ. ОБНАЖЕННАЯ. 1959. БУМАГА, ТУШЬ. ДВЕ ОБНАЖЕННЫЕ ФИГУРЫ. 1959. БУМАГА, ТУШЬ.

Изображения обнаженных фигур, находящихся в движении или покое.— очень распространенный сюжет в творчестве Гуттузо еще со времен подготовительных эскизов к «Бегству с Этны». Именно в нем воплотилась с особой полнотой пластическая идея развития формы в пространстве, которая всегда привлекала художника. Рисунок в этом случае выступает как средство воплощения движения в самых широких масштабах, и поэтому в разработке мотива наметился довольно любопытный процесс. Гуттузо, пробуя различные решения пластической формы, постепенно переходит от сложных светотеневых проработок к чисто контурному рисунку. В нем остается самое главное в пространственно-динамической конструкции, как если бы со строящегося здания были сняты леса. Позже художник будет возвращаться к более детализированной разработке обнаженной натуры, но найденные решения он так или иначе сведет к максимально обобщенной форме. Рисунок «Обнаженная» 1959 года находится в коллекции венского музея «Аль-бертина». Остальные — собственность художника.

ГОЛОВА ДЕВУШКИ. 1958. БУМАГА, ТУШЬ.

Голова девушки — один из рисунков 1958 года, предваряющих одновременную живописную композицию «Мать и дочь». Собственность художника.

ДИСКУССИЯ. 1957. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ.

Тема политической дискуссии занимала Гуттузо почти четыре года — между 1956 и 1960 годами. Результатом была одна из лучших его живописных работ — «Политическая дискуссия», которая экспонировалась на венецианском Биеннале в 1960 году, а сейчас находится в лондонской Тэйт галерее. Приведенный рисунок — один из первых подготовительных эскизов. Он воспроизводит группу, которая с некоторыми вариациями попала в картину (правая ее часть). Рисунок (как и остальные на эту тему) свидетельствует о значительном изменении в художественном языке Гуттузо, наметившемся к концу 50-х годов. Для того чтобы передать всю напряженность и остроту спора, столкновения различных мнений, противопоставление индивидуальностей, Гуттузо идет на подчеркнутую деформацию фигур. Весь лист покрывается то разбегающимися в разные стороны, то сталкивающимися беспокойными линиями. Цветовые пятна, оторванные от пластической формы, звучат мощными аккордами. Весь лист насыщен бурным драматическим движением, причем точность и энергия жестов определяют психологическую характеристику действующих лиц. Рисунок находится в частной коллекции в Милане.

ФИГУРЫ НА УЛИЦЕ. 1958. БУМАГА, АКВАРЕЛЬ, КОЛЛАЖ.

Тема «Люди на улице» проходит в творчестве Гуттузо одновременно с предыдущей. Более того, первая большая живописная композиция «Толпа» была показана на той же венецианской выставке, что и «Политическая дискуссия». Но психологически эта тема имеет прямо противоположное решение: не единство, а разобщенность людей, их одиночество в буржуазном городе показывают картины и рисунки. Гуттузо видит уличную толпу не как сторонний наблюдатель, а как человек, идущий рядом с этими прохожими, не замечающими друг друга. Драматичность ситуации усиливается деформированной, конвульсивной пластикой фигур, рекламной навязчивостью коллажа. Тема «Люди на улице» стала одной из наиболее выразительных и драматичных в творчестве Гуттузо. Рисунок находится в частной коллекции в Риме.

ФАНТАЗИЯ НА ТЕМУ МИНОТАВРОМАХИИ ПИКАССО. 1958. БУМАГА, ТУШЬ.

Собственность художника.

ОБНАЖЕННАЯ. 1959. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ.

В конце 50-х годов у Гуттузо появилась идея создать картину о женщинах, ставших жертвами буржуазного города, вынужденных продавать себя. Так появилась большая группа работ (в основном графических), объединенных сюжетом «Женщина у телефона» (в это время в Италии разразился скандал, связанный с образованием в Милане полуподпольных публичных домов, откуда женщин вызывали по телефону). Сюжет продиктовал художнику и особенности графической формы: напряженное, почти без расслабленных мышц, тело передано мощными энергичными линиями, которые, как резцом, взрывают объем. Они придают пластике особую динамичность, которая определяет все изобразительное пространство-Рисунок находится в частной коллекции в Парме.

ИНТЕРЬЕР В ВЕЛАТЕ. 1959. БУМАГА, АКВАРЕЛЬ.

Натюрморт всегда занимал и занимает важное место в творчестве Гуттузо. Художник никогда не воспринимал его только как повод для решения определенных пространственных и колористических задач. Натюрморт Гуттузо всегда содержателен, а его предметы по большей части имеют безусловное эмблематическое значение. Такому решению натюрмортов Гуттузо учился у Пикассо, когда в 40-е годы писал свои антифашистские и антивоенные трагические композиции с черепами, кроваво-красными драпировками и т. д. В натюрмортах конца 50-х — начала 60-х годов социальная символичность предметов снижается. Художник ищет иных решений. Изображая интерьер своей мастерской в Велате (бли» Милана), где он работает летом, Гуттузо стремится в обыденных предметах, в их нарочито беспорядочной компоновке передать присутствие человека, а их значимость выразить через связь с трудом. Натюрморт, таким образом, перерастает в сюжетную картину. Рисунок находится в галерее Дель Миллионе в Милане.

ОБНАЖЕННАЯ. 1959. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ. ФИГУРА ЖЕНЩИНЫ. 1959. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ.

Эти рисунки, первый из которых находится в частной коллекции в Лондоне, а второй — в Милане, продолжают поиски средств, наиболее выразительно передающих движение формы в пространстве. К этой художественной теме Гуттузо будет обращаться постоянно.

СОБАКА. 1959. БУМАГА, ТУШЬ.

Это животное, которое Гуттузо изображал последнее время много раз, исполнено впечатляющей жизненности, мрачной и необузданной. Здесь мы далеки от ленивой, чувственной, эстетической жизненности животных французского романтизма. Зритель чувствует тяжесть оскорблений и глухих, ежедневных страданий. В этих картинах само животное играет весьма незначительную роль. Подлинным сюжетом их является жизнь человека, и все обиды и страдания — истинное их содержание. Гуттузо говорит о них языком резким, страстным, суровым и нежным, лишенным всякой сентиментальности,— писал в начале 60-х годов итальянский критик А. Тромбадори. Рисунок находится в частной коллекции в Милане.

ЛИЦО ЖЕНЩИНЫ. 1960. БУМАГА, ТУШЬ.

Английский критик Дуглас Купер в статье каталога выставки работ Гуттузо в Нью-Йорке писал о том, что художник меньше всего подвержен влияниям моды или ограниченности определенной художественной школы. Гуттузо, по его словам, изображает действительность в разных ее проявлениях, непосредственно и открыто. Эти слова объясняют появление столь необычного для стилистики начала 60-х годов рисунка. Вместо остроэкспрессивных решений мы встречаемся в нем с мягкостью и лиричностью художественного языка. Лицо оживляется только легким движением рассеянного света. В рисунке особенно отчетливо выступает поэтическая сторона дарования Гуттузо. Рисунок находится в частной коллекции в Парме.

ГОЛОВЫ ЖЕНЩИН. 1960. БУМАГА, ТУШЬ.

Композиционно и характером образного строя рисунок близок некоторым иллюстрациям к «Божественной комедии», над которыми Гуттузо начинает работать два года спустя. Рисунок находится в частной коллекции в Парме.

РЕЗНЯ. 1961. БУМАГА, ТУШЬ. РЕЗНЯ. 1961. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ.

Эти рисунки были эскизами для композиции о преступлениях французских карателей в Алжире (тема, к которой художник возвращался несколько раз в начале 60-х годов). Собственность художника.

РЕЗНЯ В АЛЖИРЕ. 1960. БУМАГА, ТУШЬ. РЕЗНЯ В АЛЖИРЕ. ЭСКИЗ. 1960. БУМАГА, ТУШЬ. АЛЖИР — АЛЖИРЦАМ. 1961. БУМАГА, ТУШЬ. РЕЗНЯ. 1961. БУМАГА, ТУШЬ.

Эти листы относятся к большой серии графических работ, посвященных войне в Алжире. Еще в 1957 году Гуттузо писал в своем дневнике: «Утренние газеты пишут о резне в Алжире. У меня на стене висит репродукция «Алжирская женщина». Я думаю о том времени, когда она была написана, об одалисках Матисса, о вариациях этой темы у Пикассо. И сегодняшний Алжир… У меня появилось необычайно сильное желание переписать или в живописи прокомментировать картину Делакруа… Это меланхоличное счастье, этот взгляд «со стороны» почти оскорбляет меня». Рисунки алжирской серии служат как бы реакцией на картину французского живописца. Вместо меланхолически-прекрасных восточных женщин Гуттузо изобразил страдающих, умирающих, борющихся героинь. Даже стилистически он подчеркивает противопоставление: в рисунках нет ни одного спокойного элемента — конвульсивно извиваются фигуры, цвет максимально контрастен, самые неожиданные ракурсы, все пространство заполнено напряженными, ломающимися линиями. Рисунки находятся в частной коллекции в Варезе.

ИСХОД. 1961. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ.

Этот лист также относится к «алжирской» серии. Сюжет листа — бегство населения целых деревень из Алжира в Марокко во время зверств карателей. Рисунок находится в частной коллекции в Варезе.

ИДУЩАЯ ЖЕНЩИНА. 1960. БУМАГА, ЦВЕТНАЯ ТУШЬ.

К этому сюжету Гуттузо возвращался несколько раз в конце 50-х — начале 60-х годов, то есть в интенсивный период своей работы над композициями «Толпа». Фигура идущей женщины имела в этих картинах особое значение, так как выступала основным композиционным элементом группы первого плана. Собственность художника.

НАТЮРМОРТ. 1961. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ. ПЕЙЗАЖ ИЗ ОКНА МАСТЕРСКОЙ. 1961. БУМАГА, ТУШЬ.

В 1960 году Гуттузо работал над большой живописной композицией «Утро в мастерской». Главная формальная задача, которая занимала художника, заключалась в совмещении на полотне трех различных пространственных ситуаций: интерьера, пейзажа за окном и натюрморта на картине, изображенной в глубине. Этот прием акцентировки разных точек схода и нарушения традиционного «единства места» в живописи и позже не раз привлекал художника. Характерным примером служит натюрморт на фоне городского пейзажа: сопоставление предметов в комнате с крышами домов, то есть двух совершенно разномасштабных величин, создает необычное пространственное впечатление, усиливает энергичное движение в глубь композиции. Во втором рисунке аналогичная задача несколько упрощается: Гуттузо ищет композиционные связи натюрморта первого плана с интерьером. Оба рисунка находятся в частных коллекциях в Риме.

ЖЕНЩИНА НА КОЛЕНЯХ. 1960. БУМАГА, АКВАРЕЛЬ.

В 1960—1961 годах Гуттузо создал большую серию рисунков, в которых вновь обращается к изображению обнаженного тела. Однако его «обнаженные» этого периода имеют существенное отличие от предыдущих. В формах тела, в пластике, в архитектонике фигур акцентируется монументальность, объемность. В рисунках проявляется необычное скульптурное видение пластической формы: кажется, что художник работает не пером и кистью, а инструментом скульптора. По-видимому, не случайно то, что через некоторое время Гуттузо впервые попробует свои силы в скульптуре. Рисунок находится в частной коллекции в Мехико.

СИДЯЩАЯ ЖЕНЩИНА. 1961. БУМАГА, ЦВЕТНАЯ ТУШЬ, КАРАНДАШ.

Собственность художника.

КРЫШИ НА ВИА ЛЕОНИНА. 1961. БУМАГА, КАРАНДАШ. БУТЫЛЬ. 1961. БУМАГА, ТУШЬ.

Среди натюрмортов, которыми так богато творчество Гуттузо, особое место занимает мотив оплетенной бутыли для вина. Очень часто предметы натюрмортов у Гуттузо символичны. Но в этом случае художника в первую очередь привлекала чисто живописными качествами сама фактура предмета. Он с удовольствием передает упругость ветвей, всю эту гибкую, ритмичную форму. Ее пластические качества усиливаются и подчеркиваются сопоставлением с другими предметами и с пейзажем второго плана. Оба рисунка находятся в частных коллекциях в Риме.

ФИГУРА У ОКНА. 1960. БУМАГА, АКВАРЕЛЬ.

Этот рисунок относится к той же группе, что и предыдущий. Однако в нем энергия и напряженность пластической формы уступают место спокойствию и уравновешенности тоновых переходов. Мягкий свет в контражурной композиции спокойно окутывает фигуру, легко скользя по изгибам тела. Рисунок находится в частной коллекции в Парме.

ЛЕЖАЩАЯ ФИГУРА. 1961. БУМАГА, ТУШЬ.

Собственность художника.

ОБНАЖЕННАЯ. 1961. БУМАГА, АКВАРЕЛЬ.

Один из заключительных рисунков большой серии «Обнаженных» 1960—1961 годов. Характерно то, что Гуттузо постепенно отказывается от светотеневой проработки форм и стремится к обобщению объема. Композиционная структура рисунка художника определяется только кардинальными силовыми линиями, которые как бы вырывают фигуру из глухого темного фона. Рисунок находится в частной коллекции в Милане.

ЭСКИЗ РУКИ. 1961. БУМАГА, ТУШЬ.

В каждой графической и живописной композиции Гуттузо всегда очень внимателен к выразительности всех деталей. В начале 60-х годов он задумал большую картину о Ленине и посвятил много рисунков поискам наиболее эффектного изображения руки вождя. В картине она не просто должна соответствовать натуре, но нести большую эмоциональную и смысловую нагрузку. Поэтому художник пробовал самые различные ракурсы, движение, повороты. Собственность художника.

МАСТЕРСКАЯ. 1962. БУМАГА, ТУШЬ.

Собственность художника.

РАБОЧИЙ СТОЛ. 1961. БУМАГА, АНИЛИНОВЫЕ КРАСКИ.

Этот рисунок Гуттузо сделал в Велате, недалеко от Варезе, где он работает летом. Графика отличается непринужденной легкостью, кажется почти поэтической импровизацией. Весь лист как бы пронизан блеском солнечного дня, рефлексами, отражающимися от зеленой блестящей листвы деревьев и чудным образом преображающими обыденные предметы в мастерской. Рисунок находится в частной коллекции в Милане.

НАТЮРМОРТ. 1962. БУМАГА, АНИЛИНОВЫЕ КРАСКИ.

К середине 60-х годов экспрессивность натюрмортов Гуттузо резко возрастает. Он все чаще выбирает мотивами кактусы, перцы и т. д. — форму изломанную, как бы изрезанную морщинами. Энергичная, массивная линия контура сжимает, стягивает объем, пластическая форма выступает как воплощение противоборствующих сил. Обычно графическому рисунку соответствуют драматически тревожные цветовые пятна. Рисунок находится в частной коллекции в Милане.

ИНТЕРЬЕР. 1962. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ.

Рисунок находится в галерее Нуова Пеза в Риме.

ДВЕ РОЗЫ. 1962. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ.

Натюрморт с двумя розами относится к той же категории, что и предыдущий. В нем также нет ничего идиллического и спокойно созерцательного. Напряжен каждый штрих, движение линии беспокойно и сумбурно. Рисунок находится в частной коллекции в Милане.

МАРАТУ И ДАВИДУ. 1962. БУМАГА, АНИЛИНОВЫЕ КРАСКИ.

Эта свободная транскрипция знаменитой картины Давида была сделана Гуттузо почти одновременно в живописном и графическом варианте. «Несколько месяцев у меня перед глазами была плохая, слишком темная, репродукция картины Давида «Мертвый Марат». Начав работать над картиной, я почувствовал, что большое черное пятно над фигурой и внизу меня зачаровывает так же, как сама фигура. И постепенно каждый день я стал заполнять его фигурами. Чем заполнить эту огромную ночь?» (из дневника Гуттузо). Рисунок находится в частной коллекции в Милане.

ЗАКАТ НА ОЗЕРЕ В ВАРЕЗЕ. 1962. БУМАГА. АНИЛИНОВЫЕ КРАСКИ.

Этот пейзаж необычен для Гуттузо. Художник как бы отступает от своей уверенной, энергично активной манеры освоения мира. Поэтически грустное и несколько тревожное ощущение испытываешь при виде холодеющих на фоне пылающего заката Альп, глухой темной зелени вечерних деревьев, бледных отблесков воды в озере. Этот пейзаж, так не похожий на его родные сицилийские виды, Гуттузо написал в Велате, где из окна его мастерской открывается вид на североитальянскую равнину, замкнутую вдали Монте Розой. Рисунок находится в частной коллекции в Милане.

ПРЕДМЕТЫ НА СТОЛЕ. 1962. БУМАГА, АНИЛИНОВЫЕ КРАСКИ, КОЛЛАЖ.

Коллаж в творческой практике Гуттузо появился в конце 50-х годов. В отличие от многих современных итальянских художников Гуттузо им увлекался мало. Только несколько композиций было построено на его использовании. Причем художник всегда сохраняет самостоятельную функцию предмета, не превращая его в абстрагированный декоративный элемент. Натюрморт «Предметы на столе» — своеобразный протест против «цивилизации потребления» с ее заранее запрограммированными вкусами, эстетическими взглядами, с ее все разрушающей мертвой рекламой. Рисунок находится в частной коллекции в Нью-Йорке.

ОБНАЖЕННАЯ. 1964. БУМАГА, ТУШЬ.

Рисунок, созданный Гуттузо осенью 1964 года, в известном смысле заключает большой период (с начала 60-х годов) поисков новых выразительных средств в изображении человеческой фигуры. Динамические и структурные элементы, которые постепенно открывались в многочисленных «обнаженных», воплотились в этом рисунке с большой полнотой. Гуттузо сумел добиться передачи движения, не утрируя его, избегая неконструктивной деформации. Новые динамические качества рисунка, однако, очевидны, если сравнить его с более ранним однотипным рисунком из венской «Альбертины».

ГОЛОВА ДЕВУШКИ. 1964. БУМАГА, ТУШЬ.

Местонахождение неизвестно.

РАССТРЕЛ. 1965. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ.

К теме расстрела Гуттузо обратился в середине 60-х годов в связи с вьетнамской трагедией. Очевидно определенное стилистическое возвращение к рисункам 40-х годов серии «С нами бог!», которое можно найти даже в сходстве некоторых композиционных построений. Рисунок находится в частной коллекции в Москве.

КУКУРУЗА. 1966. ЛИТОГРАФИЯ.
ЧЕЛОВЕК, ЧИТАЮЩИЙ ГАЗЕТУ. 1966. ЛИТОГРАФИЯ.

Этот сюжет не раз привлекал внимание Гуттузо. Даже первая (и пока единственная) его скульптурная композиция — «Газетный киоск». Художника привлекала возможность передать психологическое состояние человека в момент его еще беглого восприятия событий в мире. Эмоциональный строй рисунка определяется резким движением человека, распахнувшего газетный лист, весь смятый жесткими черными штрихами.

ЧИТАЮЩИЙ ГАЗЕТУ "УНИТА". 1968. ПЛАКАТ. СВОБОДА. 1968. ЛИТОГРАФИЯ.

Многие рисунки Гуттузо использовались в работе Итальянской Коммунистической партии как политические плакаты. Художник и сам часто делает рисунки для газет. Так, плакат «Читающий газету «Унита» был посвящен распространителям этой коммунистической газеты. В виде политического плаката была использована и вторая литография, которая воспроизводилась в печати.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РИСУНКИ К "АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ СЕРИИ". 1966—1967. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ.

Начиная с 1966 года Гуттузо работает над чрезвычайно интересными и необычными произведениями. В какой-то момент художник почувствовал необходимость как бы заново посмотреть на пройденный творческий путь. Постепенно он все с большим и большим интересом начинает работать над картинами, которые воспроизводят тот или иной эпизод истории поколения Гуттузо. Так родилась огромная (почти сорок картин) серия «Автобиографических образов». По сюжетам эти картины очень разнообразны: тут и конкретные исторические события (такие, например, как расстрел заложников в Фоссе Ардеатине), и свободные художественные ассоциации (воспоминание о детских годах в Сицилии), и пейзажи. Одновременно с картинами художник создал более ста рисунков и акварелей на ту же тему. Воспроизведенные работы характерны для художественной манеры Гуттузо этого периода. Они иллюстрируют разные периоды жизни художника. Здесь и художник-ремесленник, расписывающий знаменитые сицилийские повозки,— первое знакомство Гуттузо с живописью. Здесь и сицилийские и римские пейзажи, такие, как их запомнил художник, уехавший из дома в столицу в начале 30-х годов. Среди рисунков очень выразительный автопортрет с черепом — своеобразная транскрипция автопортрета 40-х годов. Особый интерес представляет первая разработка самой сильной картины серии «Триумф войны», в частности ее центрального композиционного ядра — фигуры мальчика с поднятыми руками. Серия (живопись и графика) уже в 1967 году была показана в Антверпене, затем в Праге. В 1968 году, значительно пополненная новыми работами, она экспонировалась на большой персональной выставке Гуттузо в Ферраре. Собственность художника.

ДВА ЭСКИЗА К ПАННО "ЖЕНЩИНЫ, КОМНАТЫ, ПЕЙЗАЖИ, ПРЕДМЕТЫ". 1968. БУМАГА, КАРАНДАШ, ТУШЬ.

В 1968 году Гуттузо впервые экспонировал в Милане большое панно «Женщины, комнаты, пейзажи, предметы». Огромное по размерам произведение представляло собой свободную композицию предметов и фигур в условном пространстве, мало связанных друг с другом. Необычен сам художественный процесс ее создания: каждая фигура (или группа фигур) писалась отдельно, а затем, вырезанная из бумаги, компоновалась на холсте. В альбоме воспроизводятся два подготовительных эскиза для центральной части панно.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СТИХАМ П. НЕРУДЫ. 1959. БУМАГА, ТУШЬ.

Иллюстрации были подготовлены для специального издания поэзии Неруды в переводе поэта Квазимодо в издательстве Эйнауди в 1959 году. Гуттузо не иллюстрировал специально какое-либо одно стихотворение, а создал несколько полосных рисунков, представляющих собой свободную фантазию на темы образов поэзии Неруды. Рисунок находится в издательстве Эйнауди.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К "БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ" ДАНТЕ ("АД", XII; "ЧИСТИЛИЩЕ", VIII; "ЧИСТИЛИЩЕ", XIII; "РАЙ", III; "РАЙ", VIII). 1959— 1961. БУМАГА, ТУШЬ, АКВАРЕЛЬ.

С 1959 по 1961 год Гуттузо работал над огромной эпопеей — иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте. Он создал несколько сот рисунков в поисках удовлетворявших его решений. По ряду причин готовившееся издание «Комедии» с иллюстрациями Гуттузо так и не было опубликовано. Однако рисунки были показаны на многочисленных самостоятельных выставках в Италии. Собственность художника.